Прокурор разъясняет: «О взимании с грузоперевозчиков платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн»

E-mail Печать PDF

Согласно ст. 31.1 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» размер платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, а также порядок ее взимания устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановление Правительства Российской Федерации от 14.06.2013 № 504 «О взимании платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн» утверждены Правила взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн.

С изданием постановления Правительства Российской Федерации от 18.05.2015 № 474 до 15.11.2015 было приостановлено действие постановления Правительства Российской Федерации от 14.06.2013 № 504 «О взимании платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн».

Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.11.2015 № 1191 «О некоторых вопросах взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн» установлено, что до 29.02.2016 включительно к размеру платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, предусмотренному постановлением Правительства Российской Федерации от 14.06.2013 № 504, применяется коэффициент 0,41, а в период с 01.03.2016 по 31.12.2018 включительно — коэффициент 0,82.

То есть, в период 15.11.2015 по 29.02.2016 плата будет рассчитываться исходя из фактического пробега таких транспортных средств по тарифу 1,5293 руб./км. В дальнейшем, с 01.03.2016 до 31.12.2018 тариф будет увеличен до 3,06 руб./км.

Сам тариф складывается исходя из компенсации стоимости ущерба, наносимого такими автомобилями федеральным трассам (то есть затрат на их капитальный ремонт, ремонт и содержание), и затрат на эксплуатацию системы «Платон» за вычетом предполагаемой величины акцизов с «12-тонников».

Для внесения платы владелец транспортного средства регистрирует его в системе взимания платы. Для этого необходимо сделать следующие шаги.

1. Заполнить  форму  заявления  на  регистрацию  в системе «Платон» на сайте www.platon.ru или в центрах информационной поддержки пользователей (далее — ЦИПП).

2. Представить  свидетельство  о  регистрации  ТС  (прикрепить сканкопию при регистрации через сайт).

3. Пройти проверку представленных данных.

4. Получить  логин  и  пароль  для  доступа в личный кабинет, номер лицевого счета и цифровой персональный идентификационный номер (уникальный номер в реестре  для  владельца  ТС  и его уполномоченных представителей, который используется  при  доступе  к  его  персонифицированной  записи  в СВП по дистанционным каналам обращений).

5. Пополнить лицевой счет любым доступным способом:

- через терминал самообслуживания «Платон» или партнерской сети QIWI;

- банковским переводом на расчетный счет оператора;

- через личный кабинет банковской картой;

- в офисах «Платон».

6. Оформить   маршрутную   карту   или   заключить   договор безвозмездного пользования бортовым устройством.

Результатом регистрации в реестре через Интернет-сайт и ЦИПП являются создание оператором персонифицированной записи владельца ТС, личного кабинета и открытие лицевого счета. Так, транспортная компания (владелец машин) под одним логином может быть только одна, а автомобилей - сколько угодно.

Полномочия по обеспечению функционирования такой системы возлагаются на оператора - индивидуального предпринимателя или юридическое лицо, который:

- заключает с владельцем транспортного средства договор об оказании услуг по расчету платы на основании сведений о транспортном средстве (с обязательным приложением копии свидетельства о регистрации транспортного средства);

- обеспечивает перечисление денежных средств владельца транспорта в федеральный бюджет;

- снабжает (на безвозмездной основе) владельца большегруза бортовым устройством с информацией о порядке и условиях его использования;

- предупреждает автовладельца о том, что на его счету остается денежных средств менее чем на 100 км движения по федеральной трассе;

- осуществляет возврат средств (в течение трех рабочих дней со дня получения соответствующего заявления от владельца автотранспорта), не перечисленных или излишне перечисленных в доход федерального бюджета.

В идеальном случае механизм работает так: до начала движения автовладелец устанавливает на транспортное средство бортовое устройство, включает его и вносит денежные средства (аванс) оператору в размере, определенном исходя из планируемого маршрута движения транспортного средства и базового размера платы. При движении транспортного средства по федеральным автотрассам плата рассчитывается на основании данных, полученных от бортового устройства, в автоматическом режиме (информация о внесении платы в доход федерального бюджета и остатке денежных средств отражается в персонифицированной записи владельца транспортного средства).

Однако не исключено, что бортовое устройство неисправно или утрачено либо попросту отсутствует (договор с оператором, соответственно, не заключался). О поломке или утрате бортового устройства в пути следует сообщить оператору, тот укажет ближайший пункт выдачи нового устройства. Если же отсутствует договор, владельцу транспортного средства нужно проинформировать оператора о планируемом маршруте, времени (дате) движения транспорта по автотрассам общего пользования федерального значения, а также сообщить сведения о транспортном средстве. Оператор вручную произведет соответствующие расчеты и доведет до владельца автотранспорта протяженность пути и размер денежных средств, который необходимо внести в качестве платы. Владелец большегруза перечислит средства оператору, получит от него подтверждающий внесение платы документ и осуществит движение по запланированному маршруту.

Движение большегрузов по федеральным автотрассам без заключения договора с оператором и без бортового устройства (либо с выключенным или неисправным бортовым устройством) допустимо при условии внесения оператору предварительной платы за указанное движение.

Средства, полученные в результате функционирования системы «Платон», будут аккумулироваться в федеральном дорожном фонде (около 40 млрд. рублей в год). Это позволит к 2019 году привести федеральные автотрассы в нормативное состояние. Помимо этого, сейчас на рассмотрении Правительства Российской Федерации находится предложение Минтранса России, сформулированное по поручению Президента России, об использовании данных средств для поддержки региональных проектов государственно-частного партнерства. Это позволит реализовывать такие проекты, как обходы крупных городов, строительство мостовых сооружений с привлечением частных инвестиций.

За несоблюдение требований законодательства РФ о внесении платы в счет возмещения вреда, причиняемого федеральным трассам, наступает административная ответственность.

Согласно ч. 1 ст. 12.21.3 КоАП РФ движение транспортного средства, имеющего разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения без внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения таким транспортным средством, если внесение такой платы является обязательным, влечет наложение административного штрафа на водителей транспортных средств, принадлежащих иностранным перевозчикам, и на собственников (владельцев) транспортных средств, за исключением транспортных средств, принадлежащих иностранным перевозчикам, в размере пяти тысяч рублей.

В соответствии с ч. 2 ст. 12.21.3 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на водителей транспортных средств, принадлежащих иностранным перевозчикам, и на собственников (владельцев) транспортных средств, за исключением транспортных средств, принадлежащих иностранным перевозчикам, в размере десяти тысяч рублей.